Чип-тюнинг — увеличение мощности и крутящего момента двигателя методом перепрограммирования блока управления двигателем. Его особенность в том, что изменение характеристик мотора (мощности, крутящего момента, ограничения максимальных оборотов, максимальной скорости и т.д.) достигается без каких-либо вмешательств в двигатель. Все это возможно только в том случае, если автомобиль оснащен электронным блоком управления двигателем (ECU — Engine Control Unit), программа работы которого, собственно, и подвергается доработке. ECU — это своего рода автомобильный компьютер. В этом компьютере есть микросхема памяти — чип (chip), в которую заложена программа управления двигателем.
ECU руководит работой двигателя и контролирует различные его параметры, согласно информации, получаемой от многочисленных датчиков.
Как правило, при чип-тюнинге редактируются карты угла опережения зажигания, оптимизируется состав топливо-воздушной смеси в мощностных режимах, корректируются карты управления турбинагнетателем.
Нами разработано устройство — переключатель программ, которое дает возможность переключаться во время движения между 2–3 тюнинговыми программами. С помощью этой системы водитель может самостоятельно менять «характер» двигателя: есть настроение «полетать» — переключил ECU в спортивный режим, хочется спокойной, экономичной езды — включил режим «эконом» или «стандарт».
Атмосферный двигатель
На автомобиле с атмосферным двигателем чип-тюнинг дает прирост мощности и крутящего момента, как правило, в 5–10%.
Турбированные двигатели
На автомобилях, оснащенных турбироваными двигателями, увеличение мощности и крутящего момента, как правило, составляет 20–25%.
Так, например, мощность двигателя 1,8Т (Audi/VW/Sкoda) можно поднять со 150 л.с. до 185л.с. только за счет перепрограммирования ECU. Наиболее ощутимый прирост мощности для этого двигателя находится в диапазоне 2000–4250 об/мин. Установив дополнительно воздушный фильтр с <нулевым> сопротивлением и прямоточную выхлопную систему, Вы можете перешагнуть за отметку в 200 л.с.
Дизельные двигатели с турбонаддувом с таким же успехом подвергаются чип-тюнингу, как и турбированные бензиновые. Особенно хотелось бы отметить двигатели с системой <насос-форсунка>. К примеру, мощность Skoda Fabia 1.9TDI 100л.с. можно поднять до 135л.с.
Камни преткновения.
Ресурс двигателя, подвергнутого чип-тюнингу — главный вопрос, который беспокоит владельцев авто. Противники чип-тюнинга утверждают, что увеличение мощности таким способом ведет к росту нагрузок на детали поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и, соответственно, к более интенсивному их износу. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Дело в том, что основную часть времени за рулем человек проводит в обычном стиле езды. Стремительные старты и резкие ускорения — те моменты, которые могут оставить отпечаток на моторесурсе двигателя. Поэтому на практике моторесурс во многом зависит от стиля вождения. Если за рулем человек, который знает только два возможных положения педали: естественно, речи о большом ресурсе быть не может (даже на авто без чип-тюнинга). Другое дело, если водитель авто рационально пользуется преимуществами чип-тюнинга. Ресурс двигателя в этом случае вряд ли уменьшится.
По поводу моторесурса турбины:.. Да, температурный диапазон работы меняется в сторону более высоких температур, но при правильном составе смеси перегреть турбину практически невозможно. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации для турбированных автомобилей, связанные с охлаждением турбины после остановки. Кроме того, если ваш стиль езды экстремальный — потребуется сокращение сроков замены масла.
Второй камень это расход топлива. Можно сказать одно — после чип-тюнинга расход увеличивается только при динамичной езде. В привычном стиле езды расход не увеличивается, а в большинстве случаев даже уменьшается.